Современные мифы.
Архив рассылки
001002003
004005006
007008009
010011012
013014015
016017 • 016



На главную

     Мифоскоп
Здравствуйте!   
Рассылка МИФОСКОП, шестнадцатый выпуск!   

Наши публицисты сотни раз, к месту и не к месту, поминали пресловутую охоту на ведьм. Но все как-то без должной конкретики, скороговоркой... Попробуем восстановить мрачную хронику чуть менее бегло, чем это делалось в нашей печати до сих пор...


Статья полностью:
Стукач образца 1692 года, или Ведьмина охота.
Двадцатый век закономерно увидел в тогдашнем разгуле кровавых страстей генеральную репетицию его собственных ужасов. Сколько самых экстравагантных толкований вызвал к жизни Сейлем, в их числе психоаналитические и психопатологические «версии»! Однако до недавних пор общепринятым объяснением остается следующее: разгул религиозного фанатизма, последний, быть может, рецидив оставленной переселенцами-пуританами за океаном матушки-Европы. Так думали почти три столетия, пока кому-то не пришло в голову посмотреть на феномен не с религиозной, а с приземленно социальной точки зрения.

Однако хорошо ли нам известна каноническая «редакция» сейлемской драмы?
Исторический опыт сейлемской трагедии заключается в том, что чем больших размеров достигает произвол и беззаконие, тем более лакомыми для творящих его кажутся внешние аксессуары нормального следствия. Очные ставки, тщательно пронумерованные и подписанные обвиняемым протоколы, личное признание им вины... Этот Опыт пошел впрок многим будущим следователям-ведьмоведам.

Зато другой урок, к сожалению, был проигнорирован всеми последующими стукачами — юными и зрелыми. Урок заключался в том, что затеянная охота на людей со временем неизбежно принимает необратимый и никаким режиссерским умом не предсказуемый характер. Охота опьяняет и мутит разум, и попасть под «пулю» может отныне кто угодно. В том числе и сам охотник, тем более загонщик...

Но об этом чуть позже. Пока же охота в Сейлеме шла на славу. Она выкашивала тех, кто рисковал заступиться за жену, мужа, родителей, просто добрых знакомых. Многие семьи целиком оказывались в тюрьме — так удобнее было конфисковывать их скарб.

Безумие заразительно и в принципе нормальные с виду люди легко могут превратиться в волчью стаю.

Между прочим, чего не знали «досейлемские» аналогичные процессы в Старом Свете, так это приписывания некой идеологической программы дьяволу. В Сейлеме открыто прозвучало, что враг рода человеческого имел, оказывается, и вовсе страшную цель — равенство для всех. Имелось в виду равенство возможностей, то есть узаконивание на будущее нарушений сложившейся иерархии.
Стукачи жили в основном в западной части Сейлема, обрабатывали заболоченные участки земли, которые к тому же дробились в связи с ростом семей. А оторваться от сельского труда эта часть сейлемцев не осмеливалась. Они и копили злобу против более оборотистых односельчан, которые и вели-то себя не по-соседски, независимо, без оглядки на дедовские установления. Даже в приходской церкви бывали не всегда, будто в городе и слово божье слаще... Развитие индивидуализма, индивидуальных форм поведения пришло в резкий конфликт с общинным мышлением.

Вакханалия обвинений, казалось бы, скрытый бунт низов против верхов. Да, очень похоже. Но особенность в том, что верхи пуританского общества в ту историческую эпоху были самой энергичной и созидательной силой. И бунт против них был сродни контрреволюции.
Сейлемская охота на ведьм стала образцовым спектаклем на тему идеологического насилия вообще, а не только религиозного фанатизма. Был явлен своего рода универсальный механизм массового преследования за передовую мысль, причем проведенного, так сказать, «руками масс». И горько сознавать, что механизм этот послужит после Сейлема еще не одному «ведьмоборцу»...


Статья полностью:
Появление ведьм
Шабаш
Главный процесс
Похмелье
Есть ли ведьмы в наше время?



Есть мнение?


   •    •    •            http://www.a-rtm.ru           mifoskop@far.ru