Современные мифы.
Архив рассылки
001002003
004005006
007008009
010011012
013014015
016017 • 016



На главную

     Мифоскоп
Здравствуйте!   
Рассылка МИФОСКОП, семнадцатый выпуск!   

Само общество — не что иное, как совокупность человеческих отношений, как бы ни пытались нас семьдесят лет убеждать в обратном...
Что же касается коллективной ответственности, с ней все ясно каждому, кто даст себе труд оглядеться по сторонам...


Статья полностью:
Действие и поступок.
Б. Кочубей
Основная человеческая (не биологическая) потребность «неличности» — потребность принадлежать к чему-то большему, чем он сам. Такой человек не завершен изнутри, не целен, поэтому он нуждается во внешнем завершении, во включении в иную целостность — «здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок». Не будучи определен своим собственным «я», он обречен на поиск внешней определенности, внешних опор, и счастье его, когда такие опоры есть. Личность не нуждается во внешней детерминации, в том числе и в упорядоченной жизни, потому что источник ее порядка — внутри ее. Можно сравнить первое состояние с насекомым, второе — с позвоночным; первого поддерживает панцирь снаружи, второго — костный скелет изнутри. Продолжая эту зоологическую аналогию, заметим, что панцирь обеспечивает лучшую защиту, но не позволяет расти и меняться.

В этом трагизм жизненной ситуации личности — она лишена жестких социальных опор, в любой общности она способна лишь частично чувствовать себя «своей» и ни в одну из них она не входит без остатка. «Ты царь. Живи один»,— эту рекомендацию не так просто выполнить.
При отсутствии индивидуальности все основные вопросы за тебя решает закон, обычай, мораль. Индивидуальности приходится ежедневно решать их самостоятельно, взваливая на себя ношу вины и раскаяния, если найденное решение оказалось ошибочным. Неиндивидуализированный человек не может ошибаться: если что-то не так, значит — ошибся вождь, которому я верил, или партия, к которой я принадлежал, но не я. Соответственно, ему и не в чем раскаиваться.

Дефицит индивидуального, личностного начала в духовной жизни России отмечался еще учеными середины прошлого века. Другое дело, что многие считали этот недостаток достоинством,— в то время такая точка зрения была возможна...

Можно предполагать, что одним из ключевых моментов обезличивания общества было создание действительно нового типа социальной структуры: политической организации мафиозного толка, сочетающей цели и задачи политической партии с организационными и нравственными принципами преступной группировки, включающими, в частности, четкую двойную мораль, где в отношении «своих» соблюдается кодекс специфической блатной чести, тогда как в отношении «чужих» («классовых врагов», или «фраеров») оправдано все, вплоть до их физического уничтожения, когда этого требует цель группировки.

Любая партийная принадлежность требует от человека частичного отказа от своей индивидуальности, своих, личных интересов, личной точки зрения. Но Партия Нового Типа требует человека полностью. Единство здесь возводится в культ, в абсолют, а индивидуализм считается смертным грехом и, соответственно, карается. Если в традиционном обществе можно было говорить о недоразвитии личностного начала, о неуважении к человеку, о его «задавленности» общим, то в «новое время» личное, индивидуальное стало предметом активной ненависти — бесом, подлежащим изгнанию с помощью всего арсенала приемов...

Нам не приходит в голову, что в основе всего социального миропорядка может лежать частная, никого на свете не касающаяся жизнь каждого» из обывателей, стремящегося каждый к своему обывательскому, по-своему (а не «no-всеобще») понятому счастью, и что только из их простых, дел может вырасти подлинно общественное: снизу вверх, от человека к человечеству — то, что делает город городом, деревню деревней, народ народом.

Выводы просты, но, увы, абсолютно недоступны для нашего закрытого сознания. Частный интерес выше интереса общего. Дефицит моего бюджета значимее, чем дефицит государственного: многие процветающие страны десятки лет живут с дефицитом бюджета, а их граждане на это плюют и счастливы. Республика выше Союза; территории выше Республики; но благо единичного гражданина — вас, который читает эти строки, меня, который их пишет,— выше, чем благо территории, республики и Союза, вместе взятых. Интересы личности важнее интересов коллектива, группы, класса, нации. Только человек может быть субъектом свободы, ответственности, разумной деятельности.
Антиэлитарность — одно из наших глубочайших заблуждений. Кроме нас, нет в мире общества, которое не признавало бы, что среди людей есть лучшие...
Попытка нивелировать неравенство неизбежно ведет к отрицанию человеческих прав — уравнять людей можно только в ничтожестве...




Статья полностью:
Действие и поступок
Легко ли быть человеком?
Общество без людей
Это сладкое слово...



Есть мнение?


   •    •    •            http://www.a-rtm.ru           mifoskop@far.ru