Миф о 25-м кадре. Российская глава.
"Сыновья лейтенанта Шмидта"
Немудрено, что время от времени появляются "сыновья лейтенанта Шмидта" с очередной сублиминальной идеей. Чего стоит один доктор Ки (Key), который взбудоражил всю Америку! Вот как описывают его "озарение" в одной статье:
"В 1970 году Вильсон Бриант Ки (Wilson Bryant Key), преподаватель журналистики в Университете Западного Онтарио, случайно воспылал интересом к подсознательной рекламе. Это произошло во время лекции, когда его взгляд упал на висящую вверх ногами рекламу. Ему причудилось, что в нее вставлено изображение причинного места. Далее все было просто. Опираясь на "исследования" Вайкари, он начал убеждать миллионы американцев, что их окружает множество специально подстроенных реклам сексуального характера. Он написал четыре книги и долго объезжал со своими лекциями университеты по всей стране".
Работая, не покладая рук, наш гуру нашел слово С-Е-К-С в бороде Линкольна, оральный половой акт в Первородном грехе Микеланджело, оргию на столовых салфетках Ховарда Джонсона, половой орган в "Спящей женщине" Пикассо, и гигантский череп в "Послах" Холбейна.
Джон О'Тул (John O'Toole) президент Американской ассоциации рекламных агентств (АААА) сокрушался: "И почему все еще есть рынок для параноидальных кошмаров этого озабоченного человека". Увы, рынок есть, да еще какой! Этот безграмотный парень заработал несколько миллионов. И в России некоторые его ооочень уважают!
Здесь надо отдать должное американским рекламистам. Они до поры до времени отмахивались от глупостей Ки, как от назойливой мухи. Но, когда в агентства стали поступать выпускники университетов, наслушавшиеся бредней Ки, АААА провела блестящее расследование и дала отличную отповедь этому охотнику на рекламных ведьм в статье "Не можем терпеть обвинения в использовании подсознательной рекламы: профессионалы смеются, но студенты слушают" (Can't Ignore Subliminal Ad Charges; русский перевод статьи есть на сайте www.repiev.ru). Вот если бы и наши рекламные ассоциации работали так же споро!
Можно уже говорить о процветающем бизнесе, созданном "внуками лейтенанта Шмидта". Это производители дисков и кассет с "подсознательными" вставками - в США многие такие наставления идут по $400! И все это, несмотря на то, что проведены десятки исследований, опровергающих их действие, и среди специалистов есть "единое мнение, что сублиминальные кассеты - это полный обман и мошенничество" (Фил Мерикле). Но с этим вряд ли согласятся российские фирмы, бойко торгующие дисками, которые обещают обучить вас иностранным языкам с помощью чудодейственного 25-го кадра. Похоже, особо преуспела фирма "Интеллект".
Истории с Вайкари и Ки могли бы лечь в основу отличного сценария фильма о мошенниках. Все было бы смешно, если бы выпущенная полвека тому назад утка не оказалась столь живучей. В России она скоро достигнет размеров слона.